вторник, 9 июля 2013 г.

Удалось ли очистить МКАД от фур?
IMG_4377_ed.JPGЧетвертый месяц МКАД открыт для фур только ночью - с полуночи до шести утра. Нарушителям - штраф, сумма которого растет чуть ли не каждый месяц: начинали с 300 рублей, а с 1 июля подняли уже до 5 тысяч. Уменьшились ли пробки, как предполагали столичные власти? Как изменилась жизнь дальнобойщиков? И куда делись транзитные грузовики?







Новые правила игры введены достаточно давно, чтобы транспортные компании успели к ним адаптироваться, а ГИБДД разработала механизмы учета и контроля: видеокамер на кольцевой магистрали и раньше было немало, а после введения ограничений стало еще больше. Нарушителям от ответственности не уйти, причем ответственность эта - далеко не символическая: мало того что штраф сам по себе высокий - Госавтоинспекция обещает выписывать отдельный штраф за проезд мимо каждого запрещающего знака. А таких на привычном маршруте среднестатистической транзитной фуры может попасться добрый десяток. Отдавать по 50 тысяч за каждое появление одного из своих грузовиков на МКАД вряд ли себе позволит даже очень успешная транспортная компания. В теории такая схема должна работать более чем эффективно - а на практике?
Оштрафовать водителя фуры за выезд на МКАД в неурочное время вполне могут инспекторы ГИБДД, но основной объем работ выполняют комплексы видеофиксации.
Для начала надо оговориться, что у фур по-прежнему есть возможность ездить днем по МКАД, не нарушая правил и не рискуя схлопотать огромный штраф. Цель запрета - убрать с магистрали транзитный поток, а грузовики, обслуживающие клиентов в пределах Москвы и ближайших к МКАД районах области, власти "зажимать" и не собирались. Их владельцы могут получить специальные пропуска, позволяющие передвигаться по кольцевой в любое время. Причем могут не в теории, а на деле. "Квота пропусков для областных транспортных предприятий изначально составляла 12 тысяч, но она может быть увеличена, - говорит Андрей Сидоров, представитель государственного учреждения, ответственного за выдачу пропусков в Московской области. -
В день запрашиваются пропуска на 200-300 автомашин - и абсолютное большинство заявок удовлетворяется.
Отказы единичны - и причины, как правило, чисто технические: допушены ошибки при оформлении документов". Представители транспортных компаний подтверждают: если есть договоры на обслуживание клиентов, находящихся в прилегающих к МКАД районах - пропуска выписываются быстро и без лишних проволочек.
Среди машин, стоящих в дневной пробке на МКАД, грузовиков и фур по-прежнему немало.
Пропуска выдаются как в области, так и непосредственно в Москве. Здесь больше ограничений, но строгость "пропускного" режима, по словам перевозчиков, компенсируется сговорчивостью должностных лиц. "В каждой транспортной компании есть человек, отвечающий за доступ в те или иные закрытые для грузовиков зоны. Когда нужны пропуска – человек едет куда надо и быстро обо всем договаривается. Лично мне каждый день на электронную почту приходят предложения купить пропуска. Цены начинаются с 25 тысяч рублей", - рассказал представитель одной из транспортной компаний на отраслевой конференции, где побывал корреспондент АвтоВестей.
К обладателям пропусков стоит причислить водителей, которые наказаний в виде "писем счастья" не боятся. Вскоре после введения запрета АвтоВести опросили представителей нескольких транспортных компаний - и от многих получили ответ, что они предпочтут платить штрафы, чем менять маршруты или графики перевозок. Мол, когда фура везет груз на несколько десятков миллионов рублей - стоит ли переживать из-за пары тысяч? Впрочем, представители профсоюза дальнобойщиков (официальное название - Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов), с которыми пообщались АвтоВести, утверждают, что штраф штрафу рознь: "Допустим, при штрафе в 2-3 тысячи рублей еще можно нарушить, проскочить. Когда будет 5 тысяч и больше - водители задумаются, а если под угрозой будут права, тогда большинство водителей просто откажутся ехать под запрещающий знак". Но пока водительские удостоверения за езду по МКАД не отбирают - находятся те, кого штрафы не пугают. Итак, не одна тысяча фур с пропусками плюс неустановленное число тех, кто нарушает сознательно: не получится ли, что запрет удержал от въезда на МКАД днем лишь незначительный процент грузовиков?
Некоторые водители-частники прибегают к народным методам: периодически на МКАД можно увидеть фуры, где на номерном знаке заклеен код региона.
Имеющаяся на сегодня статистика отрывочна и противоречива. "За почти полтора месяца с момента введения запрета на движение транзитных грузовиков их количество сократилось на 32%", - сообщил департамент транспорта Москвы в апреле. Но эта цифра мало о чем говорит, если не знать, какой процент составляют транзитные фуры в общем количестве ежедневно проезжающих по МКАД - а такой информацией чиновники не делятся. Некоторое время назад "Газета.Ru" со ссылкой на сервис "Яндекс.Пробки" написала, что в утренние и вечерние часы пик загруженность кольцевой магистрали соответствует уровню полугодовой давности. И якобы московские власти уже признали, что достичь цели - снижения интенсивности потока на четверть - пока не удалось. Но официально эту информацию никто не подтвердил.
Очевидцы склоняются скорее на сторону властей. "Раньше фур было намного больше, - говорит инспектор ГИБДД, работащий на одном из расположенных на МКАД постов третий год. - Нас водители не особо боятся: много ли мы можем остановить грузовиков, чтобы вручную проверить пропуск или путевой лист? А вот камеры - другое дело: их водители побаиваются. Поэтому, не имея пропуска, без острой необходимости на "закрытую" дорогу уже не поедут". Гаишникам вторят жители соседних районов: "После десяти вечера тут может твориться нечто невообразимое! - делает большие глаза жительница прилегающих к трассе Химок за рулем нового Nissan Juke. - Я как-то из аэропорта ехала - на подъезде к кольцевой даже поспать успела, пока стояли в толпе фур. Но это вечером, а днем машин действительно стало ощутимо меньше".
Мэрия Москвы даже готова сказать, на сколько именно меньше. "Около восьми тысяч транзитных грузовиков раньше выезжали на МКАД днем, а теперь делают это ночью", - заявлял некоторое время назад Максим Ликсутов, глава столичного департамента транспорта.
Чтобы у водителей была дополнительная мотивация ехать на специальные стоянки, в Подмосковье планируется резко увеличить штраф за стоянку грузовиков на обочине - с 300 до 3 тысяч рублей. Контролировать ситуацию будут патрули на машинах, оснащенных "парконами" (считывающими номерные знаки приборами).
Но если на МКАД убыло - значит, в Московской области прибыло. Другие кольцевые дороги , проложенные по территории региона другие - так называемые "бетонки" - для транзитного движения подходят плохо: и узкие они, и проходят через множество населенных пунктов, и с железными дорогами пересекаются на одном уровне. Чем ехать по ним с черепашьей скоростью - лучше переждать несколько часов на парковке. Тем более что областные чиновники заявляют: парковки для грузовиков, причем бесплатные, открываются на ключевых трассах одна за другой.
Интерактивную карту таких стоянок несложно найти в Интернете. В глаза бросаются разноцветные значки, рассыпанные по всей территории области – ба, да тут есть где разместиться! Но быстро выясняется, что многие нанесенные на схему стоянки еще только предстоит создать (некоторые должны заработать только в 2015 году).
На сегодняшний день на подъездах к МКАД насчитывается 127 "отстойников"; емкость большинства - от десяти до двадцати мест, где-то меньше десяти, а то и вовсе два.
Крупных стоянок (от 80 до 170 мест) насчитывается всего шесть. Да и этим цифрам верить можно не всегда: АвтоВести убедились в этом, посетив одну из точек.
parkovki.jpg



















Фиолетовым на карте отмечены существующие стоянки, зеленым - те, что появятся в следующем году, синим - те, чье открытие запланировано на 2015 год.
Вот стоянка, которая находится в населенном пункте Саларьево, что в паре километров от МКАДа по Киевскому шоссе. Безмятежный пейзаж. Безмятежность может быть связана с тем, что, судя по официальной карте, эта стоянка находится в поселке Картамазово, а это - ошибка примерно в 5 километров.Карта утверждает, что здесь можно разместить 100 автомобилей, на деле - вдвое меньше, так процесс обустройства еще продолжается. Впрочем, и имеющиеся места заполняются вяло: за день останавливаются не больше 10 машин. Вряд ли причина в том, что женщина-сторож тайком от руководства собирает с каждой машины по 200 рублей на сигареты: такие скромные "поборы" у дальнобойщиков протеста не вызывают. Скорее, водители просто не привыкли выбирать для отдыха оборудованные места: да и "оборудованность" стоянка в Ляхово относительная - кто из немолодых мужчин возьмется за Интернет-серфинг ради поиска парковки, где мотель еще не открыт, кафе уже не работает, и особого ощущения безопасности не возникает? В результате большинство останавливается здесь случайно, и те в ответ на вопрос о непопулярности парковки отвечают: "Да какая разница, где именно стоять? На обочине как-то привычнее..."
Впрочем, даже если заполнятся эта и все остальные стоянки (к примеру,  недавно открывшаяся на трассе М10, ее официально объявленная емкость - 300 мест), они смогут приютить около 3 тысяч фур. А ведь официально мест требуется в два с половиной раза больше. Куда же денутся еще 5 тысяч грузовиков? Частные стоянки в области также имеются, но их суммарная емкость еще меньше, чем у государственных.
Желание сэкономить (не все в курсе, что государственные парковки бесплатные), нежелание отклоняться от маршрута, отсутствие информации о том, что стоянки вообще существуют - причин и поводов избегать специально оборудованных мест у дальнобойщиков хватает. В результате, по словам руководителя профсоюза дальнобойщиков Александра Котова, фуры "просто щемятся по обочинам и щелям по всей области. В импровизированные мотели уже давно превратились склады, куда автопоезда приезжают для погрузки или разгрузки. Чем выискивать стоянку, лучше подольше поспать, по-быстрому заехав в какой-нибудь подмосковный поселок или просто переждав на обочине...".
Дальнобойщики, с которыми побеседовали АвтоВести, введением запрета на езду по МКАД недовольны, а в стоянках особого прока не видят. "В пути стал проводить гораздо больше времени, и отсыпаться приходится днем - график встал с ног на голову, - жалуется Евгений, который регулярно возит в Росиию разнообразные химические препараты из Европы. - Со стоянками все как-то странно: вот Вы говорите, что на полупустой были, а когда я однажды попытался на такую заехать - мест не было". В результате водители останавливаются где придется, портя настроение местным жителям. "Конечно, неприятно. Приехал ты на дачу, а тут стоит эта махина. Вид портит, а еще и дымит в окно. Ну хорошо, пожаловались. Он двигатель выключил. Но стоять ему никто не запрещал. Замерз и снова мотор завел. Плюс от них же еще грязь, запахи и поселковые дороги портятся", - признает Александр Котов.
Эксперты уверены, что даже к концу нынешнего года Подмосковье не сможет решить проблему стоянок. Получается, что одни наслаждаются свободным МКАД - а другие платят за это, морщась от выхлопов и чертыхаясь на разбитых фурами дорогах. Впрочем, вопрос о "свободном МКАД" также пока остается открытым. К примеру, министерство транспорта Московской области недавно обнародовало интересную цифру:
после введения запрета количество фур на подъездах к МКАД в ночное время  выросло в среднем на почти не заметные 5%.
Получается, что фуры перестали выезжать на МКАД днем, но и ночью там появляться не спешат. Так куда же они делись? То ли заинтересованные лица берут цифры с потолка, то ли при подсчете интенсивности потока на МКАД используется какая-то особая, отличная от привычной всем арифметика.
Фото: АвтоТрансИнфо
Verification: 4a586d57814692bd