среда, 31 июля 2013 г.

Железная дорога останется без грузов, а автодорогам грозит рост пробок и быстрый износ
algeco.jpgИсследователи Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара впервые решили спросить руководителей промышленных предприятий о предпочтениях в отношении видов транспорта, используемых для доставки готовой продукции. По итогам июльских конъюнктурных опросов выяснилось, что доля руководителей компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превышает долю тех, кто ожидает снижения.
Детальный анализ показал, что в планы предприятий входит замещение перевозок грузов по железным дорогам перевозками по автомагистралям. Наращивать погрузку на РЖД в ущерб автотранспорту готовы 8% предприятий, а увеличивать отправку продукции автомобилями при снижении или неувеличении использования железных дорог планируют уже 20% грузоотправителей в промышленности. Баланс -12 пунктов - не в пользу РЖД, отмечают исследователи.
На масштабное падение грузооборота глава РЖД Владимир Якунин жаловался президенту еще в начале апреля этого года. "Мы, начиная с ноября прошлого года, фиксировали спад грузовой работы, связанный, безусловно, с экономическим спадом. Только по углю у нас погрузка превышает погрузку прошлого года, и то ненамного. Мы можем не добрать в нынешнем году около 49 млрд рублей доходов", - говорил Якунин главе государства.
Эти аргументы были использованы для обоснования необходимости выделить РЖД из бюджета дополнительные средства на исполнение инвестиционной программы, "чтобы отрасль опять смогла в полную силу задышать и заработать", как выразился глава РЖД.
Сергей Цухло, завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара:
"Объемы отгрузки можно ожидать и по тому и по другому виду транспорта, но
рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге.
Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить.
Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются и железнодорожным и автомобильным транспортом одновременно. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов. У нас совершенно нет статистики об объемах перевозки грузов по автомобильным дорогам. А вот по РЖД статистика есть хорошая. И она говорит о снижении погрузки.
При этом надо учесть, что
в статистике РЖД заметную долю занимают транзитные перевозки, которые идут по транспортному коридору с Дальнего Востока в Европу и обратно.
И не исключено, что их объемы растут. Но нашей промышленности от этого ни холодно, ни жарко".
Александр Поликарпов, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):
"В последние годы наблюдается тенденция перехода грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но
к настоящему моменту основная масса высоко- и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом,
при этом грузы продолжают "уходить".
Основными причинами перехода грузов можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки. Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному - так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом.
Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна".
Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ:
"Есть две ключевые причины предпочтения грузоотправителями автомобильного транспорта железнодорожному: вопросы времени и цены. Хотя по конкретным маршрутам и грузам ситуация может быть разной. Иногда скорость важнее экономии.
Конечно, надо понять и решать те проблемы, которые заставляют грузоотправителей уходить с железнодорожного на автомобильный транспорт. Мы все прекрасно понимаем остроту ситуации с пробками и разбитыми дорогами. Для железных дорог - это вопрос доступности: как технической, так и ценовой".
Фото: aldeco.ru